Tuesday, July 25, 2017

Записки приличности: коммуникация, часть 1



...email, мгновенные сообщения и когнитивность восприятия. А также как распознать в человеке признаки безалаберности вот прямо сразу... "мгновенно", если хотите.






And better had they ne'er been born,
Who read to doubt, or read to scorn.



Что-то вроде пролога...


Есть совершенно прекрасная вещь на свете: общение. Ради него едут, ради него плывут, бегут, летят. Прочитанное, сказанное, услышанное отпечатывается внутри; оно помогает жить. Ради или вопреки - не важно. Просто помогает.

Без общения нельзя. 

Когда слышишь голос - слышишь интонацию, настрой, эмоцию. 
Все ярко, красочно.

Когда читаешь написанное, все это воссоздает наша фантазия. И насколько хорошо ей это удастся зависит не только от нас, но и от того, кто писал. Удивительно, но одни и те же символы, слова или фразы, выстроенные в разной последовательности способны вызвать разные эмоции. И очень часто это зависит не только от настроения в данный момент, а и от нашего собственного восприятия информации, от нашего предубеждения при ее прочтении. 

Например. 
Прочитайте фрагмент. Подумайте: Кто с каждой стороны и в каком настроении.

Был раздражен, когда писал; была счастлива получить хоть строчку; был раздосадован, прочитав ответ; была в отчаянье, не получив ничего более.

Еще раз: подумайте над эмоциями каждого.
...
А теперь поменяем персоналии местами и чуть приукрасим.


Была раздражена, писала; был счастлив получить хоть обрывок; Была вне себя от досады, увидев очередной ответ; Был на грани полного отчаянья, ждал ответ.

Прочитайте, почувствуйте как изменилась эмоция у Вас внутри. Новые краски, по новому чувствуются персонажи и их чувства. При этом информация все та же: один не хочет общаться, а другой наоборот - хочет.

А теперь каверзный вопрос: Как думаете, зависит ваше восприятие от пола персонажа? Если нет - хорошо. Если да - тоже хорошо, но точка зрения уже другая.

Devil is in details! 
Итак, ...

Почтовое письмо


Жаль, но его, как такового, больше нет. То, что осталось - всего лишь технологическая "погрешность", если хотите.

А знаете почему жаль? 

Потому что это был целый процесс. Тяжелый труд: сесть, вручную написать каждую буковку, каждое слово пропустить через себя, перечитать, проверить помарки, понять что написал не то, переписать. Потом пойти отправить на почту.

Это был длинный, сложный и ответственный процесс. Сразу отпадали люди, которым было лень всем этим заниматься. Это серьезно повышало качество содержимого. Незнакомые люди редко, без нужды, станут тебе писать; разве что им от тебя что-то нужно. Поэтому, часто, это было маленькое сочинение на тему "Как я тут без тебя живу?". Как рассказ, только написанный близким тебе человеком. 

Почти всегда приятно прочитать что-то написанное близким человеком. Причем слово "близкий" тут во многих смыслах.

Однако, таковое письмо по прежнему осталось. И теперь оно имеет существенно больший вес. Как Вы сейчас себя почувствуете, если получите от кого-то письмо написанное от руки? 

Многие скажут: "Его заменил e-mail..." Нет, не заменил. Это совершенно другой способ. Там все по другому...


Электронная почта


Логично продолжить рассказ описав именно этот способ. Как раз потому, что многие считают его заменой классическому почтовому письму.

Но нет. Все по другому. Тонкость в том, что, с очень большой вероятностью, письмо сохранится в том виде, в котором было отправлено, и будет прочитано. Обязательно, если человек заинтересован, будет ответ. И что самое главное - время доставки - почти минимально. А значит бизнес как никто заинтересован в этом новом способе. 

Особенно в наше время, когда есть такие вещи как электронная подпись. Например, вы знаете что ответ на письмо, по законам USA например, является подтверждением намерений. И он (ответ) может быть использован как доказательство оказанной услуги, если там неким образом отражено, в свободной форме, согласие с оной.

Думаете зря придумали писать деловые письма с четкой структурой и строгим соответствием этикету и правилам?

Электронное письмо - ваше доказательство совершенных действий, если на него ответили. И если важен был сам факт донесения информации - то даже не важно как ответили. В некоторых случаях подойдет даже "Vacation notification". Интересно, да? 
Теперь живите с этим :) Шутка.

Кроме того, пустим мысль дальше. Посмотрите как написано письмо, которое вам прислали. Подача, small talk, слог, сленг, форматирование. И вы сразу поймете как человек относится к вещам, ко времени, насколько он аккуратен... Не факт, что это будет на 100% достоверно, но вероятность очень большая.

Но, иногда надо действовать очень быстро. Поэтому идем дальше...


Мгновенные сообщения


Прекрасное изобретение. И не надо сравнивать с СМС - это другое. 

Знаете почему? Одно маленькое слово: "Seen" или "Прочитано". 

И это не "уведомление о доставке", это намного сильнее.  Это значит, что человек открыл и прочитал. А если он при этом еще и "онлайн" - так вообще шикарно. Если он вежлив - либо сразу ответит, либо напишет когда ответит. И поставит "Занято".
Не за 2 дня, как в случае с e-mail, а сразу. А если он молчит - то получается, что либо он не обязателен, не внимателен к деталям, либо ему не важно с Вами общаться. 

Рефлексия, скажете Вы? Лишь отчасти - отвечу я.

Добавим к этому владение знаками препинания, орфографией и синтаксисом. И сразу будет видно насколько он образован. 


Продолжение следует...

No comments: