Monday, April 3, 2017

О собеседовании... (часть 2)

продолжаем разбирать собеседование по кусочкам...



"О, мудрые, сил разума, вам данных, не пожалейте, в сущность проникая."
Данте Алигьери

Если вы не читали первую часть, то рекомендую ознакомиться с ней тут.
Спасибо огромное: Антону С., Саше М. и Вадиму Ш. за помощь в подготовке статьи.

Как и в первой части, в основном, факты и немного комментариев к ним. 
Все очень сухо и субъективно. "Get Psyched!" ©

Сначала нужно забежать вперед и отметить несколько важных моментов. 
Ваши задачи выглядят так: 
- Собрать как можно больше информации о работодателе
- Оценить его правдивость (или общую манеру) в трактовке фактов
- Получить представление о месте, где вы будете работать
- Оценить качество работы персонала до испытательного срока

Словом: будьте внимательны в мелочах и отмечайте нюансы. Дьявол в деталях.


"У меня зазвонил телефон..." ©


Классическая вежливая схема телефонного разговора с незнакомым абонентом подразумевает некие фазы, которые специалист по найму просто обязан знать. Итак:
  • Взаимные приветствия
  • Звонящий должен (! всегда) представиться, спросить человека, с которым он хотел бы поговорить
  • Услышать утвердительный ответ (или нет, тогда извиниться и попрощаться)
  • Назвать причину звонка (!) и спросить может ли собеседник сейчас говорить на эту тему
  • Назвать источник где он узнал телефон (очень важная деталь)
  • Перейти к теме разговора
  • ...говорить по теме...
  • Закончить разговор, проговорив принятые решения.
  • До свидания!
Обратите внимание на каждый из пунктов и насколько вежливо (!) с Вами общаются. Никакого панибратства и "ты" не может быть. Если такие факты присутствуют, то вами пытаются манипулировать. Без вариантов. 

Другими словами, после звонка должен быть (обычно) ясен уровень профессионализма человека, который Вам звонил. Это первая мелкая деталь в вашем блокноте. Она говорит о том, какого уровня специалист представляет компанию и насколько важен для компании ее имидж.

По ходу разговора важно помнить, что вы живой человек и не можете ответить однозначно на вопросы, которые требуют подручных материалов. 
Например, у меня как-то по телефону, без предупреждения, просили описать алгоритм работы "быстрой сортировки". Я заметил, что по телефону это сделать довольно сложно. После следующей фразы наш разговор завершился моим "Удачи в поиске.". Она была такая: "Неужели вы не знаете этого наизусть?" 
Прокрутите в голове прошедший диалог, чтобы глубже вникнуть в ситуацию и более тщательно разобрать разговор на составляющие. 
Зачастую можно выделить следующее: 
  • Предубеждение, "профессорство" и легкое хамство звонившего
  • Специалист по персоналу задает технические вопросы, либо технический специалист занимается набором персонала. Оба варианта - плохо
  • Технические вопросы для телефонного интервью для HR специалиста составлены плохо
  • Нежелание тратить на вас "лишнее" время. Вас еще не наняли, а уже экономят
Надеюсь, я смог донести основную мысль с которой надо провести этот разговор.
По моему личному, довольно скромному, мнению, по телефону можно обговорить дату встречи, проверить разговорный английский и задать вопросы с ответами "да" или "нет", предварительно спросив есть ли таковая возможность.

Итак, время выбрано, осталось подготовиться к самой встрече.


Анализируем


Уже имеем достаточно информации, чтобы начать ее систематизировать и собирать мелкие кусочки в целое. Начинаем записывать:

- Как звучит вакансия?
- Что требуется от вас в рамках вакансии?
- Как с Вами общался рекрутер?
- Какие вопросы Вам были заданы и что Вы на них ответили? (выборочно)
- Рекрутер озвучил информацию о вакансии согласно опубликованной?
- Как выглядит сайт работодателя?
- Как выглядит его локализированная версия?
- Насколько актуальна информация на сайте? Когда было последнее обновление?
- Одинаковая ли информация на всех языках?
- Актуальны ли телефоны и другие способы связи?

Отмечаем, систематизируем. Выписываем плюсы и минусы.


"Мне нечего надеть..." ©


Поверьте, над этим вопросом ломают голову многие соискатели независимо от пола и возраста. Порой оказывалось, что человек приходил на собеседование совершенно не в том, в чем привык ходить. Это лишнее. Ваша одежда должна соответствовать времени года и быть удобной. Зимой в резерве у вас нечто теплое, на случай холода в помещении "работодателя". Все. Ничего больше.

Не стоит излишне наряжаться или чрезмерно увлекаться макияжем. Будьте собой. Еще раз: Вам должно быть удобно и комфортно.


Оставим за пределами данной статьи вопрос личной гигиены. Он просто не должен у вас возникать. Отмечу что, были случаи когда собеседование занимало до 10 минут. Именно столько требовалось времени, чтобы помещение, где оно происходило, перестало быть "жилым". Удивительно, но в моей практике подобные случаи возникали и со стороны интервьюера и со стороны собеседуемого.

Первая встреча


Не опаздывайте. 
Если офис сложно найти, он не отображен на карте или спросить дорогу – звоните, потому что не зазорно спрашивать "как добраться". Плохо переоценить свои возможности и в результате опоздать.

На входе Вас должны ждать. Или, как минимум, должны быть в курсе кто вы и вежливо сообщить что будет дальше. Это говорит о том, как работают процессы в компании, когда к ним отсутствует внимание руководства. 

Встретились, предложили повесить одежду. Прошли в помещение.

На первой встрече с вами почти всегда будут говорить про мелкие детали и подтверждать информацию из резюме. Обычно все вопросы касаются предыдущих проектов и навыков которыми вы обладаете. Это помогает лучше подготовить техническое собеседование. Схема, которая часто встречалась лично мне: 
- Погода за окном, хобби, кино (т.н. small talk)
- Где Вы сейчас работаете, чем занимаетесь? (берут отзыв о вашей компании и проверяют Ваши эмоции по отношению к ней)
- Почему Вы хотите сменить работу? / Если бы Вы хотели сменить работу, почему бы вы ушли? (второй вариант вопроса задают опытные люди, которые позвали вас "просто поговорить")- Чем бы хотели заниматься? (серьезно отнеситесь к этому вопросу)
- Разговор на английском: чтение куска текста (sic!), о себе и своем хобби или свободный разговор о чем угодно.

На большинство вопросов ответить не сложно и вести себя надо естественно и непринужденно. Обратите внимание на два момента:
Первый. Надо четко себе представлять свою будущую карьеру. Например: разработчик -> лидер команды -> архитектор. Или другие варианты, поиск Вам в помощь. Амбиции двигают прогресс.

Второй. Не стоит плохо отзываться о компании в которой Вы сейчас работаете. Это портит впечатление в первую очередь о Вас самом. 


Техническое собеседование


Итак, если вы добрались до этого этапа, вы уже подходите. Не шучу.

Работодателю (хорошему) осталось только выяснить сколько надо вложить в Ваше развитие, чтобы Вы начали приносить доход (во всех смыслах). Если затраты будут слишком большие - предпочтут другого кандидата. Чем меньше нужно будет тратить на Вас средств (чаще менее важно) и времени других людей (часто очень критично) тем лучше. Также он выяснит сработаетесь ли вы с начальником (на следующем интервью и с коллективом (на испытательном сроке).

У всех технических людей есть некий список "любимых" вопросов.
Самый сложный вариант - это решения задачи на время с использованием определенных "словарных" навыков. Бинарные деревья, сортировки и прочее.
К этому довольно легко подготовиться. Достаточно решить предварительно две-три задачи на соответствующую тему.
Главное не знание "словаря наизусть" (какая-то его часть, все равно у вас есть, если вы не наврали в резюме), а умение этим словарем пользоваться. Хороший работодатель обязательно обратит на это внимание.

Основные моменты.
- Вы должны знать все, что написано в вашем резюме. Может чуть меньше, может чуть больше.
- Важно показать, что вы хотите развиваться и можете расширять необходимые навыки самостоятельно (!) в пределах предоставленной Вам свободы. Работник, который обучается самостоятельно - всегда полезен.

- Нельзя говорить: "Сдаюсь, я не знаю". Надо говорить: "Повторите вопрос, я запишу. Как-то я это упустил."
- Вариантов решения микро-стресс-задач бесконечно много. Останавливаться надо только когда Вам сказали хватит. Если что, это задачи вида: "Вы опаздываете на самолет, едете в такси, а на мосту пробка. Ваши действия." Цель таких задач выяснить насколько вы быстро сдадитесь.
- Любая техническая задача решается сначала схематически, потом по сути, если нужно.
- Для того, чтобы писать код, нужен компьютер. Если Вас просят написать код на листе (отмечайте в блокнот) - это самый неуклюжий способ проверить и Вашу стрессоустойчивость и Вашу память одновременно. Если Ваш собеседник не улыбается в ответ на шутку: "А если я буду работать с Вами, мне выдадут компьютер?", - бегите оттуда. Того, кто помнит синтаксис языка, такими вопросами не мучают.
- Потренируйтесь решать логические задачи.

Отдельно надо отметить юмор. Шутят все и у всех шутки разные. Из моего личного опыта я могу отметить, что чем больше сарказма, тем больше человек "видел жизнь". 
На собеседовании очень важно понять какой юмор близок вашему. Вы не сможете работать с человеком, чем подход к юмору Вам не нравиться.

И самое главное. 
Спрашивайте ответ на вопрос у того, кто его задал. Даже если он говорит, что у Вас +/- все верно. Это дает Вам возможность накопить вопросы, которые вы потом изучите. Просите отзыв о себе у технического специалиста после интервью. Никаких "мы Вам пришлем". Сразу, пусть и кратко. Вот вам шаблоны: "Что я должен подтянуть, чтобы пройти у Вас собеседование в следующий раз?", "Где я ошибся?", "Как бы Вы решили эту задачу?". 
Правда жизни: если Ваш собеседник не ответил на вопрос, 99% что он сам не знает ответ.


Разговор по душам...


Со своим будущим начальником или с тем, кто будет с вами разговаривать в качестве нанимающего начальника (sic!) aka "hiring director", разговор всегда будет "по душам".

Нет готового списка вопросов, нет конкретного сценария. Тут всегда все упирается в то, насколько вы готовы работать вместе. Т.е. вы выясняете насколько Вы готовы будете подчиняться этому человеку. Он, в свою очередь, оценивает насколько он готов Вам доверить работу. Иногда есть проверка насколько правда то, что говорят о Вас сотрудники, которые уже с Вами беседовали.

Будьте собой.


Предложение


Повторюсь после первой части.
Должен быть договор. Бумажный. Где будут указаны данные о том, какие у Вас обязанности и кто будет вашим начальником. Также там будет указано как меняется ваша компенсация по окончании испытательного срока.

Я не большой советчик в плане торга про уровень компенсации труда, поэтому пропущу этот вопрос. Но отмечу, что всегда работает принцип: "Кто первый назвал сумму, тот в худшем положении".


Заметки на полях...


Дальше сумбурно.

В нашей пост-советской модели IT есть уловка. Дать Вам домашнее задание после технического собеседования от имени директора или, что чаще, вместо технического собеседования. Это не очень хорошо, как по мне. Потому что это говорит об экономии времени (не вашего), а не о желании проверить ваши знания. Если бы была заинтересованность, вы бы делали задание прямо в компании на предоставленном оборудовании.

Однако,
задание надо сделать, если вы заинтересованы работать в этой организации. Причем в четко оговоренные сроки и требовать оценки.

Случай из практики: Для того, чтобы попасть на собеседование в одну известную игровую компанию (с офисом в одном Балтийском городе) надо было сделать простейший 2D engine, с обработкой столкновения спрайтов (круглых). Срок - неделя. Предварительно оговорено, что в случае успешного выполнения задания, билеты в офис и поездка на 50% за счет компании. (уже экономия)

Задание сделано, выслано. Ответа не последовало. Звонок девушке из HR результата не дал. Через некоторое время, пришел письменная отписка: "Спасибо за участие, Ваше задание успешно прошло первый этап. Но второй этап только в офисе, лично. И он уже идет. А вы из другого города. Извините." Т.е. изменение условий на лету, невыполнения обязательств. Я обрадовался, что потратил на "эту компанию" только неделю своей жизни.

Вывод: Чем раньше вы обнаружите негативные моменты, тем лучше. И хорошо, если это будет не в конце испытательного срока.


Заключение


Будьте уверены в себе, требуйте отзыва на свои ответы. Требуйте обратной связи. Внимательно смотрите на то, как работают другие сотрудники. 

Очень внимательно отнеситесь к тому, как организован быт в компании. Зачастую, уровень организации быта очень много говорит о том, как в компании относятся к сотрудникам и как сами сотрудники привыкли относиться к окружающим.


Удачи!

No comments: