Wednesday, February 15, 2017

О собеседовании... (часть 1)

Немного о том как "собеседоваться". Много очевидного, немного невероятного...




Вместо эпиграфа

– Рядовой Иванов! Я! Из какого материала сделан ствол?– Из стали.– Правильно. Рядовой Петров! Из какого материала сделан затвор?– Из стали же.– Неправильно! Читаю инструкцию: «Затвор сделан из того же материала»!
Автор неизвестен


Совсем немного истории & предположений


Истоки того, что в наше время называют вязким словом "рекрутинг" находятся в Египте, 2686 г. до н.э. Фараон засылал в племена своего представителя для отбора воинов. Чуть позже, в 55 г. до н.э. в Римской империи Юлий Цезарь издал декрет о том, что каждый легионер, который приведет в легион еще одного воина, получит 300 сестерций. 
В те времена рекрут, чтобы попасть в воины и быть обутым, одетым и накормленным, что для многих было очень неплохо, должен был обладать определенными навыками. Собственно, чтобы отбирать хороших воинов для фараона или легионеров - работал "рекрутер". Дальше были Китай, Средние века, и прочие занятные факты. Вы можете поискать сами исторические справки по "истории рекрутинга".

Перед тем как приступить к теме, сделаем несколько ремарок.

В данной статье рассматривается субъективно идеальный вариант. 

Ваш, наверняка, будет отличаться. Это не плохо и не хорошо. Это возможность сравнить.

Не стоит принимать эту статью как руководство к действию. Моя задача - дать вам ряд полезных шаблонов и предложить чуть внимательнее отнестись к процессу.

Но перейдем к делу...


Подготовка


Начнем издалека.
  • психология - часть собеседования
  • систематизация очевидного дает невероятные результаты

Вокруг нас люди с разными характерами и восприимчивостью: кому-то легко общаться, кому-то нет. С кем-то получается найти общий язык с полуслова, с кем-то даже спустя 10 лет - больше 5 минут "беседы" выдержать нельзя. Это нормально. Все разные.
Поэтому, очень много компаний фокусируются на том, чтобы заранее выяснить устойчивы ли вы к стрессу или нет. Какова ваша психологическая устойчивость и как вы вольетесь в ряды сотрудников. Многие из них, что хорошо, делают это управляемо и сознательно. Другие же, что несколько хуже, совершенно бессознательно, потому что процесс найма такой - какой есть. 
Поэтому расслабьтесь. Как на первом свидании с девушкой/мальчиком: будьте собой и не притворяйтесь, но не впадайте в крайности. 

Вы ищете коллектив и людей с которыми вы будете проводить, в конечном итоге, 8 часов в день. Это много. Если это будет тяжело психологически - это плохо для здоровья.

С технической точки зрения, чтобы хорошо подготовится, вам надо уверенно обладать нужными техническими навыками в выбранной области, соответствовать ожиданиям в плане внешнего вида и быть пунктуальным. Вы не можете себе представить насколько редко эти три пункта встречаются сразу все вместе. Из собственной статистики - меньше 15%. Следить за своим внешним видом значит уважать окружающих и, прежде всего, себя. Не опаздывать - значит предоставлять результат в срок, ответственно решать вопрос. Знать то, что написано в Вашем резюме значит предоставлять верную и не искаженную информацию.

Немного про "Резюме". Оно обычно, тоже нужно. И, будет отлично, принести его с собой. Т.е. самую актуальную его версию. На которую Вы сами (!) будете опираться, рассказывая о себе. Не ту версию, которую напечатает рекрутер, а Вашу. Собственную. Чувствуете разницу: "Спасибо, у меня есть.", - кладете перед собой свою версию.

Составленное Вами резюме - будет частью вашего собеседования. В него будут смотреть, спрашивать. Вы должны знать, что там написано. Идеально будет, если там будет написаны не все детали, и вы своим рассказом будете его дополнять. Другими словами, Ваше резюме - это, своего рода, содержание вашей беседы. Правда там будут еще некоторые пункты. 

Также у вас должен быть блокнот, где вы будете делать пометки. Именно так: должен быть. Вот вам цепочка: записывает на клочок бумаги тот, кто не собирался ничего записывать. Не записывает тот, кому не интересно. Если Вам не интересно, то зачем вы пришли?

Ваш план для беседы (возможно, записанный в блокноте):


- Цель, зачем вы здесь. 

- Где вы будете (хотите) работать.
- Какие навыки применять.
- С кем работать.
- Кто будет вашим руководителем.
- Как будет оплачиваться ваш труд и ваше личное время потраченное на благо других людей.
- Сколько Вам нужно времени, чтобы приступить к работе.

Важно: если ваш собеседник не озвучивает любой (!) из выше упомянутых пунктов - это плохо. Либо он недоговаривает, либо он плохо подготовлен. Нужно ему задать соответствующие вопросы. Увиливает - плохо. Делайте пометку в блокнот.



Эй, сколько раз можно беседовать?!


Тут необходимо прерваться, и связать между собой тип собеседования и необходимое время. При выборе даты (об этом далее) Вам надо знать, что будет, к чему готовиться и сколько это времени займет. 

Озвучу один из подходов к найму в крупной компании, он встречается довольно часто:

  1. О Вас узнает компания или вы засылаете заявку с резюме
  2. Ваше резюме рассматривают (HR и Ваш будущий начальник)
  3. С Вами связываются: по телефону, по email (собеседование №1), предлагают придти в компании побеседовать
  4. Проводят ознакомительную беседу с рекрутером (собеседование №2)
  5. Рекрутер обсуждает результаты беседы (№2) со своим начальником и с Вашим будущим начальником
  6. По результатам собеседования выбирают того, кто сможет провести с вами техническое собеседование
  7. С Вами связываются и предлагают прийти на "техническое собеседование"
  8. Проводят "техническое собеседование" (собеседование №3)
  9. Рекрутер, Ваш будущий начальник, технический специалист обсуждают результаты (№3)
  10. По результатам (все хорошо) собеседования, о вас сообщают в финансовый отдел и директору компании для принятия решения "наверху". Директор (совет директоров) еще раз смотрит на результаты, на рекомендации всех людей, которые с Вами говорили.
  11. С Вами связываются и предлагают прийти для "знакомства с начальником" (собеседование №4) 
  12. Ваш будущий начальник обсуждает результаты с рекрутером
  13. Ваш будущий начальник обсуждает результаты со своим начальником (или директором)
  14. Принимается решение о Вашем найме.
  15. С Вами связываются и предлагают прийти для того, чтобы выслушать "предложение о работе" в компании.
  16. Проводят встречу и предлагают Вам условия работы в компании (собеседование №5)
  17. Вы сообщаете о своем согласии. Возвращаете документ с подписью.
Как вы могли заметить, кроме Вас тут задействовано еще 5 человек. И весь процесс может занимать от недели до 3х месяцев. Все зависит от необходимости, необходимых сроков выхода на работу нужного специалиста и свободного времени у всех участников процесса.

В этой статье нас интересует только те 5 встреч, которые произойдут. Копнем глубже и определим временные промежутки каждой из них.


Без фиксированного времени проходит собеседование по телефону. Бывает разное: десяток минут, полчаса, вплоть до двух часов. Вопросы вида "да/нет", точные/фиксированные ответы, рубленный диалог. Его, обычно, не проводит технический специалист. В основном это нужно чтобы подтвердить о вас некую информацию, проверить Ваш английский.

Полчаса - ознакомительная беседа про Вас и про компанию, без технических вопросов, посмотреть друг на друга. Обычно, хорошие компании первое "личное" интервью так и проводят. Если при первой же встрече, без предупреждения (!), вам начали задавать технические вопросы - это плохо. Делайте пометку в блокнот.

Час, Два, Три - может идти техническое собеседование. Вам желательно ожидать вопросы по каждому пункту вашего резюме. Если Вас спрашивают то, чего нету в резюме - надо не стесняться говорить: "Я знаком (или не знаком) с этим, но специально не указал, потому что не чувствую что знаю эту область хорошо". Это тот момент, когда вы можете варьировать дополнительную информацию про технологии, которыми Вы владеете, основываясь на вопросах, которые Вам задают. Я не говорю про - "недоговаривать", я подчеркиваю Вашу возможность предоставить достоверную информацию о Ваших знаниях и "закинуть удочку" на предмет реакции на честность обработки этой информации компанией, в которую Вы идете работать.

До получаса занимает встреча, где Вам предлагают работу (job offer). Вам должны предоставить документ, где будет указана ваша будущая должность, ваш начальник, ваши подчиненные, ваша компенсация, изменение компенсации, если вы про таковую договорились, длительность испытательного срока, дата выхода на работу. Если чего-то нет - это повод спросить и настоять, чтобы добавили. Если нет, то никаких "потом", "в устной форме" и прочее. Это повод задуматься: сильно ли Вам нужна работа в этой компании. Потому что вас хотят надуть уже прямо сразу.

Выбор времени для беседы


Процитирую народную фразу: "Звонит тот, кто больше заинтересован. Соглашается на дату тот, кому нужней"

Хоть это и может показаться крайностью, есть нюанс. Всей информации Вам никто никогда не скажет. Именно поэтому, Ваша задача замечать мелкие детали, и внимательно следить за происходящим.

Вечер, если вы не заинтересованы. За редким исключением, вечером - все уставшие.
Утро, если вы заинтересованы и хотите показать максимум своих способностей.
Отдельным пунктом - середина дня. Либо разговор будет быстрым, ознакомительным. Либо в достаточной мере скомканным.

Идеально будет, если вы очень (!) заинтересованы,  - выделить на это целый день. Но это другая крайность.

Итак, дата выбрана и, в обязательном порядке (!), Вам должны озвучить что это будет за интервью. Посмотрите на план, если что-то пропущено или прошло смазано - это повод подумать.


(продолжение следует)




No comments: